vk.com/sch127-ptz

 

УЧИТЕЛЬ  ИСТОРИИ

НОВИЦКАЯ  ТАТЬЯНА  СЕРГЕЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

Использование проблемного метода обучения на уроках истории

 

«Всякое знание остается мертвым, если

в учащихся не развивать инициативу и

самодеятельность; учащихся нужно

приучать не только к мышлению,

но и хотению»

(Н.А.Умов, физик, общественный деятель)

 

Значение истории как школьной дисциплины состоит в последовательном изложении совершившихся в прошлом уникальных человеческих деяний и событий, где следствия позволяют судить о причинах и сути прошедшего. История обеспечивает всей системе школьного образования, в том числе предметам естественнонаучного цикла, необходимый гуманитарный аспект. Использование активных форм обучения, формирование обстановки творческой активности позволяет достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта ребенка.

Приходя на урок, я хочу, чтобы мои ученики стремились узнавать новое, хотели учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности, высокую активность, стремление к познанию, умения добиваться поставленной цели всеми доступными средствами.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

 

Проблемный метод – совокупность действий, направленных на отработку и усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, включающую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия, способствующие успешной реализации целей исследовательского (учебного процесса).

Варианты использования проблемных заданий на уроках истории

Проблемное изучение материала направляет учащихся на самостоятельные поиски путей решения поставленной учителем, учебником или самой жизнью задачи и вызывает необходимость пользоваться при этом имеющимися знаниями и различными приёмами умственной деятельности. Важнейшую роль в этой системе играет проблемное задание, поэтому на технологии разработки проблемного вопроса стоит остановиться подробнее.

 

Применительно к уроку истории нам видится следующая трёхшаговая схема:

1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.

2 шаг. Ведётся поиск альтернативного решения и противопоставление его первому положению.

3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.

При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен так преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Почему так? Такого быть не может?», он должен, в полном соответствии с известным монологом М.Н. Задорнова, понимать, что он чего-то не понимает, но не понимать, чего именно.

 

Вариантов перевода обычного урока в проблемный несколько, например:

1.            Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть сформулирована актуально, современно. В самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом, а несколько изменённом виде в современной экономике.

2.            Большим успехом у учащихся пользуется применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такие примеры можно найти даже в учебниках, порой современные авторы допускают такие ошибки. Наиболее часто алогичный материал представлен в темах, посвященных истории СССР. Опираясь на него можно проводить дискуссии среди учащихся.

3.            Не так популярно у учащихся, зато более распространено среди учителей предоставление ребятам выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

4.            Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек. Хотя, на наш взгляд, это не самый удачный вариант.

5.            Сознательная ошибка, провокация. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать «огонь» (в виде критики со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала.

Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

ОДНР 5 класс. (скачать)

Вводный урок по истории Древнего мира. 5 класс. Конспект и презентация (скачать)

Возникновения земледелия и скотоводства. 5 класс. Конспект (скачать)

История средних веков. Учебник 6 класс. (скачать)

Древние люди и их стоянки на территории современной России. 6 класс. Конспект и презентация (скачать)

Культура Византии. 6 класс. Презентация. (скачать)

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.. 7 класс. Конспект (скачать)

Опричнина. 7 класс. Конспект (скачать)

Формирование Древнерусского государства. 7 классКонспект (скачать)

Реформы избранной Рады. 7 классКонспект (скачать)

Видеоурок по истории России "СССР накануне Великой Отечественной войны. Начальный этап". 11 класс. (скачать)

Игры на уроках истории (скачать)

 

ЕГЭ (Единый государственный экзамен) 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке к ЕГЭ в 11 классе по предмету «История» (скачать)

ЕГЭ по истории (скачать)

ВПР (Всероссийские проверочные работы)

 

ВПР 5 класс (скачать)

ВПР 6 класс (скачать)

ВПР 7 класс (скачать)

ВПР 8 класс (скачать)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПРОЕКТ «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны» (скачать)

 

ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЕЙ В ГАЗЕТЕ «ВЕСТНИК РАЙОНА»

Статья «Для наших мам»

Статья «Открытие пионерской комнаты»

Статья «Социальное партнерство пионерской дружины им. адмирала В.Н. Алексеева, с. Кимильтей»

Статья «150-летию со дня рождения В.И. Ленина посвящается»

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

 

Наверх