«Социальный педагог – соратник ребенка,
и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь
его в деятельность.
Социальный педагог помогает
воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.
Смысл социальной
педагогики – помощь
молодёжи в быстрой адаптации
к социальной системе,
противостояние негативным
отклонениям от норм поведения.
Е.Молленхауэр
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
на 2022-2023 учебный год
День
недели
|
Содержание работы
|
Понедельник
|
8.30. – 10.00.
|
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся.
Работа с опаздывающими, отсутствующими выяснение причин отсутствия обучающихся.
|
10.20-14.00
|
Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений.
Консультации для родителей, классных руководителей, учителей-предметников (по запросу).
|
14.00-16.00
|
Работа с документами. Отчеты, запросы.
|
Вторник
|
8.30. – 10.00.
|
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся.
Работа с опаздывающими, отсутствующими выяснение причин отсутствия обучающихся.
|
10.30. – 14.00.
|
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на различных видах учета.
|
14.00 - 15.00
|
Индивидуальная работа с опекаемыми детьми и приемными семьями.
Консультация с родителями, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
|
15.00. – 16.00.
|
Посещение на дому по необходимости.
|
Среда
|
8.30. – 10.00.
|
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся.
Работа с опаздывающими, отсутствующими выяснение причин отсутствия обучающихся.
|
10.30-12.00
|
Профилактические консультации для детей «группы риска».
|
12.30-15.00
|
Работа с документацией, выезды на дом, подготовка запросов в различные ведомства, обследование ЖБУ (по затребованию).
|
15.00-16.00
|
Консультационная деятельность с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами по различным направлениям.
|
Четверг
|
8.30. – 10.00.
|
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся.
Работа с опаздывающими, отсутствующими выяснение причин отсутствия обучающихся.
|
10.00-14.00
|
Посещение уроков.
|
14.00-15.00
|
Работа по профилактике девиантного поведения, негативной воспитательной среды в семьях.
|
15.00-16.00
|
Индивидуально профилактическая работа с семьями.
Посещение семей СОП.
|
Пятница
|
8.30. – 10.00.
|
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся.
Работа с опаздывающими, отсутствующими выяснение причин отсутствия обучающихся.
|
10.00-14.00
|
Работа по профилактике безнадзорности,
правонарушений. (Индивидуальные занятия).
|
14.00-16.00
|
Работа с документами. Отчеты, запросы.
|
Перспективный план работы социального педагога на 2022-2023 учебный год
План работы Совета профилактики на 2022-2023 учебный год
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель:
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Задачи:
-Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
-Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
-Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
-Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
-Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.
Методы работы:
- Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
- Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
- Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
- Методы психологического консультирования.
- Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
- Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Основные направления деятельности
v Исследования, диагностика:
o Социологические опросы родителей и обучающихся.
o Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
o Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
o Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
o Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
o Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
o Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
o Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.
v Работа с учениками:
o Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
o Индивидуальные консультации.
o Профессиональная ориентация.
o Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
o Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
v Работа с учениками «группы риска»:
o Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
o Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
o Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
o Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
o Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
o Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
o Профилактические мероприятия.
o Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
o Вовлечение учащихся в кружки и секции.
v Работа с родителями.
o Психолого- педагогическое просвещение.
o Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
o Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
o Коррекция семейных отношений.
o Индивидуальные беседы. Консультации
o Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
v Организационно - методическая работа.
o Анализ работы.
o Участие в семинарах
Принципы работы:
o доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
o взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,
o своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях;
o индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
o эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
o преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
o многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
o интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
o оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
o позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
o адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы:
o совет профилактики школы;
o родительские собрания;
o лекции;
o диагностика;
o индивидуальные и групповые консультации;
o изучение документации;
o беседа;
o час общения;
o наблюдение;
o тестирование;
o анкетирование;
o анализ;
o консультирование;
o индивидуальная работа;
o групповая работа;
o диагностика
СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем.
Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
Конечно, хорошие поступки - это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны.
И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Подробнее:
1. 5 методов и 5 принципов позитивного воспитания;
2. Четыре заповеди умного родителя;
3. Пять ошибок родительской любви;
4. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий;
5. Как я могу помочь своему ребенку;
6. Как научить детей общаться;
7. Несколько правил, позволяющих предотвратить ПАВ вашим ребенком;
8. Родителям о наказаниях;
9. Правила общения с подростками;
10. Разговор с родителями первоклассника;
11. Если ваш ребенок учится в начальной школе, продолжайте играть с ним;
12. Викторина «Что ты знаешь о наркотиках?»
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Правовое воспитание учащихся:
Беседа "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений";
Круглый стол "От безответственности до преступления один шаг";
Игра "Правовой турнир".
Занятие "На пороге самостоятельной жизни".
Единый общероссийский номер детского телефона доверия.
Позвони и расскажи, что тебя беспокоит.