Паспорт доступности социальной инфраструктуры(Перевозская НОШ)
Паспорт доступности социальной инфраструктуры(Баргадайская НОШ)
Паспорт доступности социальной инфраструктуры(Кимильтейская СОШ)
Приказ "О создании коррекционного класса"
Обучение детей с ОВЗ
2021-2022 учебный год.
Численность детей с ОВЗ по классам и категориям
Инвалиды – 10
ЗПР –34
ЛУО – 24
Индивидуальное обучение – 13
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
( ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
На 2021- 2022 учебный год в МОУ Кимильтейская СОШ сформировано3 класса комплекта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по АООП.
Комплект- классы:
2-4 в –5 человек
5,7в – 9 человек,
8-9в – 9 человек.
Комплектование специальных (коррекционных) классов осуществляется на основании рекомендаций психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК), наличию протокола ПМПК, заявлению родителей (законных представителей).
Образовательный процесс в специальном (коррекционном) классе для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по адаптированным программам организуется в соответствии с Уставом МОУ Кимильтейской СОШ.
Обучение будет вестись по 5-ти дневной учебной неделе. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для общеобразовательного учреждения. Продолжительность уроков в коррекционных классах по 40 минут по Уставу школы. Обучающиеся участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных мероприятий совместно с другими детьми.
Учебный план обеспечен учебниками, методическими пособиями. В целях единого образовательного пространства преподавание ведется по учебникам, определенным Федеральным перечнем учебных изданий для специальных (коррекционных) учреждений.
Максимальная недельная нагрузка определена учебным планом в соответсвии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15 и составляет:
Максимальная недельная нагрузка составляет:
2 класс –23 часа
3 класс – 23 часа
4 класс – 23 часа
5 класс – 29час.
6 класс – 30 часов
7 класс – 32 часа
8 класс – 33 часа
9 класс – 33 часа.
Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не более 12 538 часов.
В учебный план включены часы внеурочной деятельности, в соответсвии с методическими рекомендациями. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей «Коррекционно-развивающая область» учебного плана реализуется через содержание коррекционных курсов, указанныхуобучающихся в заключениях ПМПК[1], ИПР[2], ИПРА[3].
«Коррекционно-развивающая область» представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями:
- Логопедические занятия – 2 ч. в неделю;
- Занятия с психологом – 1 час в неделю;
- Занятия с социальным педагогом – 1 час в неделю,
- Ритмика – 1 час в неделю
- Итого: 5 часов в неделю
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ритмики и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 - 25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ритмикой в соответствии с медицинскими рекомендациями.
«Развивающая область» учебного плана реализуется через различные курсы внеурочной деятельности, исходя из возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения, творческой самореализации, профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные: групповая деятельность, проектные работы, этические беседы, кружковая работа. Занятия проводятся во второй половине дня, после обеда чередуясь с динамической паузой в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В 2021 - 2022 учебном году в МОУ Кимильтейская СОШ будет обучаться 35 обучающихся с ЗПР:
- на начальном уровне основного общего образования 3 учащихся с задержкой психического развития (ЗПР):
2б класс – 1 человек (вариант 7.2)
3б – 1 человек (вариант 7.1.)
4а – 1 человек (вариант 7.1.)
- На уровне основного общего образования в 2021-2022учебном году будут обучаться 35обучающихся с ЗПР с 5-го по 9 класс.
5а – 1человек
5б – 2 человека
6а – 1человека
6б – 1 человека
6г - 8 человек
7б – 1 человек
7г – 7 человек
8а – 3 человек
8б – 2 человека
8г – 4 человека
9а – 1 человек
9б - 3человека
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Иркутской области по разработке учебных планов на 2021-2022учебный год для обучающихся по адаптированным образовательным программам с разными видами нарушений выбран вариант обучения по адаптированной образовательной программе по Федеральным государственным образовательным стандартам на базовом уровне с включением коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности.(Прилагается учебный план Приложение № 1)
Обучение детей с ЗПР осуществляется на основании рекомендаций психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК), наличию выписки из протокола ПМПК, заявлению родителей (законных представителей).
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций
Санитарные требования предусматривают определенное количество детей в классах. Предельная наполняемость отдельного класса или группы для детей с ОВЗ зависит от нозологической группы:
- для глухих учеников – шесть человек;
- слабослышащих и позднооглохших учеников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, – 10 человек;
- слабослышащих и позднооглохших учеников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, – шесть человек;
- слепых учеников – восемь человек;
- слабовидящих учеников – 12 человек;
- учеников с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек;
- учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 10 человек;
- учеников с задержкой психического развития – 12 человек;
- учеников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 12 человек;
- учеников с расстройствами аутистического спектра – восемь человек;
- учеников со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) – пять человек.
Количество учеников с ОВЗ устанавливают из расчета не более трех таких учеников при получении образования совместно с другими школьниками.
В 2021-2022 учебном году в МОУ Кимильтейская СОШ на основном уровне образования в 6-7- 8 классах количество таких обучающихся превышает установленную норму (3 человека) при инклюзии, поэтому данная категория обучающихся будет выведена в самостоятельные классы. Так: 6 «г» - 8 человек; 7 «г» - 7 человек, 8 г – 4 человека. Данные классы будут обучаться в закрепленных кабинетах и с первой смены.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка: 2 класс – 23 часа; 3 класс – 23 часа.5 класс - 29 часов; 6 класс – 30 часов; 7 класс – 32 часа; 8- 33 часа, 9 – 33 часа.
Срок получения начального общего образования составляет 4 года, основного - пять лет, а для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов (инвалидов) при обучении по АООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, может быть увеличен на один год.
Задача школы обеспечить адекватные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции психических и физических нарушений. Коррекционно-развивающие занятия реализуются в рамках внеурочной деятельности. Запланированы индивидуальные и групповые коррекционные занятия учителей-предметников, педагога-психолога, учителя -логопеда.
Основные задачи в классах для детей с задержкой психического развития - сохранение и укрепление здоровья учащихся, коррекция отставания в развитии их психических процессов, ликвидация пробелов в знаниях и преодоление недостатков в результате нарушенного развития реализуются через организацию всего образовательного процесса, максимальную индивидуализацию и дифференциацию обучения. В учебном плане данных классов предусматриваются коррекционные занятия, занятия по восполнению пробелов в знаниях. Большая роль в решении основных задач коррекции и развития учащихся с ОВЗ отводится реализации коррекционной программы.
Педагоги, работающие в классах, где обучаются дети с ЗПР сохраняя основное содержание образования, строят учебный процесс с учётом индивидуально-типологических особенностей учеников.
Педагогическая поддержка в усвоении знаний строится на:
-адаптации содержания
-оптимального темпа для усвоения учебного материала,
-большое внимание уделяется обучению учащихся объяснять свои действия, т.е. развитию
речи,
-больший упор делается на тренировочные упражнения средней трудности, доступными в выполнении,
- больше внимания уделяется повторению и закреплению изученного материала.
На каждом уроке педагоги большое внимание уделяют коррекционной работе, в которой можно выделить несколько направлений:
-совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии искорописи);
-коррекция отдельных сторон психической деятельности (развития восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации и т.д.);
-развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, умения работать по устному и письменному алгоритму и т.д.);
-развития различных видов мышления;
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Класс |
Диагноз |
АООП |
Вариант |
1в |
F71 Ребёнок – инвалид |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
1в |
F 70 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 1 |
1в |
F 70 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 1 |
4 б |
Ребёнок – инвалид
|
ОООП |
- |
4в |
ТУО F72, F80 Ребёнок инвалид |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
4в |
F 70 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 1 |
5в |
F71.02, F80 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
5в |
F71.02, F80 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
6 в |
F71 Ребёнок –инвалид |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
6 в |
F71 Ребёнок –инвалид |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
6 в |
F 70 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 1 |
7в |
F 71 Ребёнок –инвалид |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
9в |
F 71 |
АООП для детей с у/о |
Вариант 2 |
[1] Психолого-медико-педагогическая комиссия
[2] Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (инвалида)
[3] Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (инвалида)